В конце 1920-х годов в СССР провозгласили масштабную программу перевооружения бронетанковых и механизированных войск. Попытки создать удовлетворяющий новым требованиям собственный танк не увенчались успехом, и было решено начать производство английского 6-тонного танка «Виккерс Е»,внеся в его конструкцию незначительные изменения. Первые серийные машины были выпущены в 1930 году под обозначением Т-26А-1.
В 1931 году было развернуто массовое производство Т-26А-2 с двумя башнями, в каждой из которых был установлен 7,62-мм пулемет. Затем появилась модификация Т-26А-3 с двумя пулеметами калибров 7,62 и 12,7 мм, Т-26А-4 с 27-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом и Т-26А-5 с 37-мм орудием в одной башне и 12,7-мм пулеметом — в другой. Последующая модификация Т-26Б имела только одну башню с пушкой калибра 37 мм, а в Т-26Б-1 применили 45-мм орудие.
Развитие Первые серийные Т-26А (Т26 образца 1931 года) являлись почти точной копией английского оригинала.В конструкцию Т-26Б (Т-26 образца 1933 года) были внесены некоторые доработки, и он выпускался массово — до 1936 года, когда его производство было прекращено, построили около 5500 машин. Вскоре началось серийное производство модели T-26C (Т-26 образца 1937 года). Последние партии Т-26Б и все Т-26С были вооружены пушкой калибра 45 мм. Модель Т-26Б-2 отличалась формой башни и сварным корпусом.
Решение отказаться от клепаного корпуса в пользу сварного стало результатом боевого опыта, который Красная Армия приобрела в столкновениях с японскими войсками в Монголии и Маньчжурии в 1934-1935 годах. Все танки Т-26С также имели сварной бронекорпус.
За годы службы танки Т-26 неоднократно подвергались модернизации, в их конструкцию постоянно вносились усовершенствования. В основном это касалось усиления огневой мощи и усиления бронирования (на последних моделях толщина лобовой брони достигала 25 мм, бортовой — б мм). На шасси этого танка были созданы различные специальные машины. Большое распространение получили огнеметные танки ОТ-26,которые также неоднократно модернизировались (последняя модель получила обозначение ОТ-133). В ранних образцах огнемет устанавливался в башне вместо орудия, а в последних оставили и пушку, а направляющая труба огнеметной установки была установлена рядом. Кроме того, существовал танковый мостоукладчик СТ-26, предпринимались попытки установить орудие калибра 76,2 мм. Наконец, была создана машина боевого управления Т-26А-4(У) и Т-26Б-2(У).
Конец карьеры Выпуск танков Т-26 прекратился в 1941 году после того, как наступавшие немецкие войска захватили Харьковский танковый завод. На заводах, эвакуированных в глубь территории СССР или существовавших там ранее, был организован выпуск поздних моделей этого танка, но вскоре от этой идеи отказались. Тем не менее к 1941 году было построено более 12 ООО танков Т-26 всех модификаций. Неудивительно, что это была одна из самых распространенных машин, состоявших на вооружении Красной Армии и применявшихся не только в гражданской войне в Испании и советско-финской войне зимой 1939/40 года, но и в начальный период Великой Отечественной войны.
В 1941 году огромное количество танков Т-26 было уничтожено или захвачено немецкими войсками. Трофейные машины немцы переоборудовали в артиллерийские тягачи или самоходные артиллерийские установки.
Танк Т-26 сам по себе не был выдающейся конструкцией и не соответствовал требованиям периода 1941 года. Однако эти машины сыграли большую роль в становлении советского танкостроения, поскольку были отработаны новые конструкторские и технологические решения, позволившие Советскому Союзу выстоять после поражений 1941 года и победить в войне.