Первым серийным танком отечественном производства стал МС-1 (малый
сопровождения, первый) или Т-18. Такой индекс ему присвоили его
создатели. Конструкторский опыт и производственные навыки полученные в
ходе работы над ним, позволили в начале тридцатых годов развернуть
широкий выпуск бронированных машин разных типов и назначения, а также
создать качественно новый род войск — танковый (по наименованию тех
лет — бронетанковые и механизированные войска).
История создания
В 1920 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде было
построено пятнадцать танков типа «М». Конструкция их в общих чертах
соответствовала французской модели «Рено FТ» образца 1917 года. Но от
прототипа они отличались более универсальным вооружением. Так, на «Рено»
устанавливалась либо 37-мм пушка, либо 7,62-мм пулемет, а на «М» — и то
и другое, причем в одной башне.
В 1927 году вышли первая и вторая части «Боевого устава пехоты». В
нем, особенно во второй части, значительное место занимали вопросы
боевого использования танков. В частности, подробно рассматривался
порядок их применения в тесном взаимодействии с пехотой во всех видах
боя. Кроме того, в этом руководящем документе было записано, что
важнейшими условиями успеха являются: внезапное появление танков в
составе атакующей пехоты, одновременное и массовое применение их на
широком участке с целью рассредоточения артиллерийских и других
«противоброневых», как это называлось в уставе, средств противника;
эшелонирование танков в глубину при одновременном создании из них
резерва, что позволяло развить атаку на большую глубину; тесное
взаимодействие танков с пехотой, которая закрепляет занятые ими пункты.
Однако в 1927 году броневые силы Красной Армии состояли всего
лишь из одного танкового полка, вооруженного трофейными танками МкIV или
МкV, захваченными еще в период гражданской войны, шести
автобронедивизионов с устаревшими бронеавтомобилями «Остин-Путилов» или
«Путилов-Гарфорд» и нескольких десятков бронепоездов. Вот почему
следовало наладить собственное танкостроение. И такая возможность
появилась с началом выпуска первых отечественных танков серийного
производства. Это в свою очередь позволяло приступить к формированию
отдельных танковых рот и батальонов. Учитывая боевой опыт, полученный в
военном конфликте на КВЖД осенью 1929 года, а также в результате
проведенной летом того же года реорганизации, был создан опытный
механизированный полк. После всесторонних испытаний на его базе в мае
1930 года комплектуется первая механизированная бригада. Она состояла из
трех полков: танкового, разведывательного и артиллерийского, а также
ряда подразделений боевого и тылового обеспечения. На вооружении
танкового полка состояли танки МС-1 (Т-18), разведывательного —
отечественные бронеавтомобили БА-27 (база АМО-Ф-15).
Процесс создания МС-1 происходил следующим образом. К его
проектированию привлекли вновь созданное Танковое бюро при Главном
управлении военной промышленности (ГУВП). 6 мая 1924 года оно приступило
к работе. И хотя в коллективе конструкторов не было ни одного человека,
ранее занимавшегося танкостроением, и полностью отсутствовала
необходимая документация, в 1927 году из ворот опытной мастерской завода
«Большевик» (бывший Обуховский орудийный и сталеплавильный завод): в
Санкт-Петербурге вышел опытный танк Т-16.
Он представлял собой развитие идей, заложенных в машинах типа «М»
Сормовского завода, но в тоже время и значительно отличался от них. В
частности изменениям подверглись энергетическая установка, ходовая часть
и вооружение. Например, карбюраторный мотор мощностью в 35 лошадиных
сил имел общий картер с коробкой передач. Он устанавливался поперек
корпуса, улучшая компоновку машины.
Конструктор П. Сячинтов усовершенствовал 37-мм орудие французской
фирмы «Гочкис» которое под наименованием ПС-1 стали размещать в башне
танка. Были созданы новые системы электрооборудования, питания, смазки,
элементы ходовой части. До июня 1927 года Т-16 проходил заводские
испытания, а с 7 по 15 число того же месяца и года генеральные. Комиссия
под председательством Начальника снабжения РККА П. Дыбенко
рекомендовала внести некоторые изменения в системы моторной установки,
задействовать опорные катки большего диаметра, дополнить ходовую часть
катком с амортизатором на передних ветвях гусениц.
Работы по совершенствованию опытного образца затянулись до
ноября. И все же Реввоенсовет СССР, не дожидаясь их окончания, принял
машину на вооружение. Беспрецедентный в истории случай объясняется
только необходимостью как можно скорее начать выпуск танков. Новая
машина под индексом МС-1 предназначалась для взаимодействия с пехотой и
сопровождения ее в бою.
Производство танков началось в 1928 году. Первые тридцать МС-1 строились на средства добровольного общества ОСОАВИАХИМ.
МС-1 был снят с вооружения в середине тридцатых годов. Но долгое
время он использовался как база для исследовательских работ и обучения
танкистов первоначальным навыкам вождения и стрельбы. Так, например,
проводились эксперименты по установке на него 45- и 76-мм орудий,
приборов наблюдения, усиливалась броневая защита и ходовая часть.
Осенью 1938 года после пограничного конфликта в Приморье в районе
озера Хасан, снятые с вооружения МС-1 использовали в укрепленных
районах на границе в качестве неподвижных бронированных пулеметных
точек. С танков демонтировались орудие, моторный агрегат и ходовая
часть. На месте пушки в бронемаске закреплялась установка из спаренных
пулеметов ДТ. Вырез в днище располагался над входом в подземный каземат,
оборудованный для боеприпасов и продовольствия. Танки размещались в
бетонные или дерево-земляные капониры.
Вот почему долгое время ни в одном из военных музеев не было
этого уникального танка. Лишь только осенью 1983 года два найденных
корпуса МС-1 образца 1930 года привезли на одно из танкоремонтных
предприятий Краснознаменного Дальневосточного округа и там способом
макетирования восстановили его.