ПТ-САУ СУ-76 может быть исследована после АТ-1 за 615 . Первым делом следует позаботиться о маневренности, а также увеличении грузоподьёмности для установки более мощных орудий и дополнительного оборудования. Для этого нужно изучить ходовую СУ-76М за 320. Затем следует изучить основное орудие. Их два - 57 мм ЗиС-2 за 3 200 и 76 мм ЗиС-3 за 2 600. У каждой пушки есть свои особенности, что напрямую влияет на используемую тактику применения СУ-76: 57 мм ЗиС-2 - "пулемёт" - представляет собой скорострельную, пробивную и точную пушку с небольшим уроном. Малозаметна при стрельбе. Идеально подходит для стрельбы на дальние дистании и применения "засадной тактики". Рекомендуется использовать только ББ снаряды, так как эффективность ОФ крайне мала. 76 мм ЗиС-3 - "фугасница" - обладает неплохим уроном как ББ, так и ОФ снарядов, но низкой точностью и посредственной бронепробиваемостью (например - не пробьёт броню большинства танков 4 и 5 уровня). Из-за наличия дульного тормоза довольно сильно демаскирует при стрельбе. Не очень подходит для боя на дальних дистанциях из-за малой точности, и на ближних из-за малого угла горизонтального наведения, большого разброса и долгого сведения, а также крайне малой живучести самой ПТ САУ - зачастую второй, а то и первый выстрел в ответ становится летальным для СУ-76. Подходит для боя на средних дистанциях, например при тактике поддержки атаки. ОФ снаряд способен пробить броню большинства лёгких танков 2-3 уровня и, разорвавшись внутри, уничтожить их. Против танков 4-5 уровня эти снаряды также эффективны, при разрыве на броне они повреждают внешние модули. Рекомендуется использовать только ОФ снаряды. Затем рекомендуется изучить двигатели ГАЗ-203 за 200, и М-80 за 240, чтобы поднять максимальную скорость и получить возможность быстро перемещаться по полю боя, чтобы например прикрыть оголённый фланг или поддержать атаку своих лёгких танков. В последнюю очередь нужно изучить радиостанцию 9РМ, она достаточно "дорогая" - 4040 , но имеет отличный радиус связи и пригодится на следующих 4-х ПТ САУ. Боевая эффективность
СУ-76 обладает следущими достоинствами: отличный набор орудий очень малая заметность, даже в движении хороший обзор великолепные ходовые качества - маневренность и скорость великолепная дальность радиосвязи
И недостатками: достаточно узкая специализация орудий - малый урон ЗиС-2 и малая точность и пробиваемость ЗиС-3 очень слабое бронирование и малый запас прочности малый угол горизонтальной наводки орудия Уровни боёв и противники
Балансировщик распределяет СУ-76 в следющие уровни боёв:
4 уровень. Противники: ЛТ 2 и 3 уровня - самый опасный противник - PzKpfw II Luchs, имеет малые размеры, большую скорость и менвренность, своей 50 мм пушкой уничтожает СУ-76 с одного попадания. СТ 3 и 4 уровня - стоит опасаться PzKpfw III с его скоростью, прочностью и неплохим вооружением ТТ 4 уровня - PzKpfw B2 740(f) - единственный тяжелый танк 4 уровня не представляет большой проблемы для СУ-76. Пробивается хорошо и уверенно, нужно как минимум 4-5 пробитий для уничтожения. Арт-САУ 2 и 3 уровня - все САУ этих уровней имеют большую скорострельность, и не отпустят СУ-76 пока не добьются прямого попадания. Для уничтожения СУ-76 нужно, как правило, одно. ПТ САУ 2 и 3 уровня - стоит опасаться Мардера - он имеет намного большую дальность обзора, и приличное вооружение.
5 уровень. Противники: ЛТ 3 и 4 уровня - стоит опасаться Леопарда. Стоит пытаться сбить гусеницу и расстреливать в борт. СТ 3 и 4 уровня - также стоит обратить внимание на А-32, которому нужно сбивать гусеницы и только потом уничтожать. Его прочтость позволяет выдержать 3-4 попадания, а скорость и маневренность - быстро уйти из-под обстрела. ТТ 4 уровня - см. выше 4 уровень боёв. Арт-САУ 2 и 3 уровня - см. выше 4 уровень боёв. ПТ САУ 2, 3 и 4 уровня - самый опасный противник - Т40, из-за огромной дальности обзора и хороших пушек. Как правило, Т40 уничтожает СУ-76 с одного попадания. Хотя Хетцер с 105 мм гаубицей тоже не подарок.
6 уровень. Противники: ЛТ 3, 4 и 5 уровня см. выше 5 уровень боёв. Способы борьбы с А-20 - аналогичны способам борьбы с А-32. СТ 3, 4 и 5 уровня - самый опасный - PzKpfw IV, имеет неплохую бронезащиту, прочность, и очень точную топовую пушку 7,5 см KwK 42 L/70, первый же выстрел в ответ обычно ставит точку на СУ-76. ТТ 4 и 5 уровня - Черчилль (стрелять в башню и борт корпуса), и КВ (пробивается везде кроме маски пушки), КВ-220 (пробивается в башню и в борт корпуса, имеет большую прочность - 690, но редко встречается в боях), T14 (очень плохо пробивается в башню, хорошо - в борт корпуса, а также имеет 690 ХП), T1 Heavy Tank (лоб - пробиваются люки, хорошо берётся борт корпуса и башни, плохо пробиваются лоб башни) Арт-САУ 3 и 4 уровня - следует учесть, что Grille или СУ-5 уничтожают СУ-76 даже при близком разрыве снаряда их топовых орудий. ПТ САУ 3, 4 и 5 уровня - все три ПТ САУ 5 уровня - чтобы их уничтожить, требуется несколько (около 4-5) попаданий из 57 мм пушки, в то время как первый же их ответный выстрел будет фатальным для СУ-76. Экипаж
Для СУ-76 самым главным является навык "маскировка", следовательно, его и нужно выбирать в первую очередь, всем членам экипажа. Оборудование, снаряжение и боекомплект
СУ-76 является ярко выраженным "снайпером", бронирование и малое количество очков прочности не позволяют ей выступать в качестве "штурмового орудия" в полной мере. Исходя из этого, следует выбирать оборудование и тактику применения. Лучше всего занимать позицию "во втором эшелоне обороны", чтобы стрелять по засветке товарищей. Если есть возможность - в кустах. Пока противник разбирается с теми, кого видит - СУ-76 способна его расстрелять, оставаясь невидимой.
Оборудование Рекомендуемый набор оборудования для засадной тактики. После продажи СУ-76, масксеть и стереотрубу можно будет снять и использовать на другом танке. Стереотруба Маскировочная сеть Орудийный досылатель среднего калибра
Снаряжение Аптечка или Ремкомплект или . Необходимо ставить именно на средний слот, чтоби при повреждении гусеницы можно было быстро её починить, просто нажав дважды на клавишу "5". Третий слот можно оставить свободным. В огнетушителе необходимости нет - машина сгорит очень быстро.
История
СУ-76 - советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка периода Второй Мировой Войны. Создана на базе лёгкого танка Т-60 и была вооружена самоходным ("штурмовым") вариантом дивизионной пушки ЗиС-3. С лета 1943 стала самой массовой САУ в Советской Армии и широко использовалась на всех фронтах вплоть до окончания Второй Мировой войны. САУ использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты, а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми танками СУ-76 была малоэффективна из-за недостаточной мощности орудия, хотя введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. СУ-76, выпускавшаяся большими сериями, сделала самоходную артиллерию Советской Армии действительно массовой, став надежным средством огневой поддержки пехоты и таким же символом Победы, как легендарные "тридцатьчетверки" и "зверобои". История создания
Достаточно длительное время было принято считать, что в первые годы войны в Советском Союзе не уделялось внимания самоходным артиллерийским установкам. Это утверждение не совсем правильно — действительно, в 1941—1942 гг. танковые войска РККА практически не получили ни одной специализированной САУ. Связано это было, в первую очередь, с планами организации механизированных корпусов, где основную роль отводили танкам различных типов, часть которых планировали использовать как штурмовые и КВ-2 яркий тому пример. Не стоит также забывать, что с июля 1941 г. основные предприятия танковой промышленности находились в эвакуации, и о развертывании выпуска новых видов техники пришлось забыть почти на год. Впрочем, это не означало, что работа по САУ не велась.
Если вспомнить межвоенные годы, то по числу типов и модификаций самоходных орудий именно СССР удерживал лидерство. То, что большая часть этих уникальных образцов не строилась серийно вовсе не говорит о том, что советские САУ были непригодны к боевой эксплуатации. Как раз наоборот, от конструкторов требовали довести самоходки до максимально возможного боевого уровня при минимальных затратах. С 1936 по 1938 гг. танковые воска получили только два типа САУ (СУ-1-12 на шасси грузовых автомашин и СУ-5-2 на шасси танка T-26), но в скором времени ожидалось появление более тяжелых самоходок типа СУ-14. В дополнение к ним, с 1937 г., серийно выпускались так называемые «артиллерийские танки» БТ-7А, вооруженных 76-мм пушкой КТ-28 и предназначавшихся для непосредственной поддержки пехоты. Абсолютно большая часть этих машин была потеряна в летних боях 1941 г. и восполнить их на тот момент было нечем.
В то же время удачные действия немецких САУ поддержки неоднократно отмечались в донесениях с фронтов. Как правило, наиболее массовые тогда StuG III, применялись стрельбы прямой наводкой по живой силе и укреплениям, но в ряде случаев имело место борьба с танками и бронемашинами. Выстрела 75-мм короткоствольной пушки 7,5cm StuK37 L/24 было достаточно для пробития 70 мм листа брони, установленного под углом 30. Сделать это, правда, можно было с дистанции 100 метров, но для легких танков типа БТ или T-26 с намного меньшей бронезащитой этого было более чем достаточно. Чтобы компенсировать нехватку самоходных орудий в сентябре 1941 г. начальник 2-го отдела НКТП, известный советский конструктор, С. А. Гинзбург выступил с предложением разработать на базе легкого танка Т-60 целую серию бронированных гусеничных машин, среди которых была и САУ. Своевременного отзыва на это тогда получить не удалось — у наркомата хватало работы по серийным машинам, но на очередном совещании НКТП, прошедшем 26-28 января 1942 г., Гинзбург сумел убедить чиновников в необходимости иметь на вооружении легкую самоходку с мощным вооружением, способную эффективно бороться со средними и тяжелыми (имелись в виду Pz.III и Pz.IV) танками противника. Инициативу конструктора поддержал не только нарком вооружения, но и представитель наркомата обороны. По всей видимости, легкая противотанковая САУ представлялась им в виде конструктивно упрощенного танка без башни, что одновременно позволяло уменьшить её стоимость.
Прошло чуть больше месяца, и 3 марта 1942 г. был издании приказ НКТП об образовании специального бюро самоходной артиллерии, основой для которого послужил тот самый техотдел под руководством Гинзбурга. Никто тогда и предположить не мог, что для этого выдающегося конструктора одна из самых массовых САУ времен войны станет последней — будущая «сучка» оказалась роковой не только в жизни её экипажей. А пока Гинзбург предложил по крайней мере 7 вариантов бронированных гусеничных машин на основе узлов и агрегатов танка Т-60 и моторов ГАЗ и ЗИС. Среди них были санитарная машина, самоходный миномет, машина техпомощи, бронетранспортер, 37-мм зенитная САУ и 76-мм САУ поддержки. Тем временем артиллерийское управление выработало собственные требования к самоходным орудиям, разделив их на три класса: легкие, средние и тяжелые. Основными задачами для них стало применение в качестве штурмовых орудий и для борьбы с самолётами. По распоряжению ГКО на НКТП возлагались задачи по проектированию ходовой части и энергетических установок, а наркомат вооружения должен был предоставить необходимые орудия.
Для реализации столь обширного проекта требовались не менее большие средства, поэтому было решено сконцентрироваться только на двух вариантах: 37-мм ЗСУ и 76-мм САУ. Разработка унифицированного шасси для этих самоходок завершилась к концу апреля 1942 г. и уже в мае-июне на заводе № 37 были построены обе САУ. На первой, как и планировалось, был установлен 37-мм зенитный автомат. Вторая самоходка получила специальную 76-мм артиллерийскую установку У-31, разработанную в УЗТМ инженером А. Н. Шляковым. Возможно, именно эта САУ стала прообразом для серийной СУ-76. Данных об испытаниях САУ завода № 37 не сохранилось, хотя ГКО рекомендовало их к серийному производству. Впоследствии заказ был отменен — начавшиеся бои под Сталинградом заставили полностью сосредоточиться на выпуске серийной продукции.
Снова о самоходках вспомнили спустя три месяца — 19 октября 1942 г., ГКО СССР, по ходатайству ГАУ, издал приказ № 2429сс, согласно которому возобновлялось проектирование самоходных артиллерийских установок, калибром от 37 до 152 мм. Работы по САУ поддержки возлагались на Коломенский завод № 38 им. Куйбышева и горьковский ГАЗ им. Молотова. «Газовская» самоходка ГАЗ-71, построенная к ноябрю 1942 г., несколько отличалась от выданного ранее САУ НКТП технического задания. Вопреки нему, два двигателя устанавливались на по обеим бортам, а к левому борту, переместив заодно ведущее колесо в кормовую часть. Это позволяло увеличить защищенность ходовой части и обойтись одной КПП, в то время как разработка «конкурентов» имела их две. В то же время, предстояло синхронизировать работу двигателей, а применение длинного карданного вала усложняло трансмиссию и ухудшало её надежность.
Самоходка завода № 38, названная СУ-12, внешне мало чем отличалась от ГАЗ-71, но её компоновка отвечала требованиям технического отдела. Сопоставив результаты и особенности конструкции САУ, приемочная комиссия пришла к выводу, что наиболее приемлемым вариантом будет принятие на вооружение СУ-12, хотя и она по ряду показателей не отвечала ТТЗ. После доработок модернизированная САУ завода № 38 в короткий срок прошла пробеговые испытания, но поскольку проходил он по шоссе серьёзных недостатков тогда не выявили. С января 1943 г. начался выпуск серийной продукции под новым обозначением СУ-76. Поскольку в производстве активно использовались узлы легких танков первые самоходки были переданы заказчику уже 14 января. Модификации СУ-12 (СУ-76) - вариант завода Коломенского завода №38. Проходила испытания в ноябре 1942 г. Проектировщики силовой установки применили не последовательное расположение двух двигателей ГАЗ-202, а параллельное, с работой на общий выходной вал. Полностью закрытый корпус был сварен из катаных бронелистов толщиной 10–35 мм; отделение управления располагалось в передней части машины (посередине между двигателями), а рубка с орудием ЗИС-3Ш – в корме. 9 декабря 1942 г. приемочная комиссия составила акт, согласно которому машина СУ-12 была рекомендована для принятия на вооружение под названием «штурмовая самоходная пушка поддержки пехотных и танковых подразделений СУ-76». Первая партия СУ-76 (25 штук) была изготовлена к 1 января 1943 года. Официально серийное производство началось с 1 января 1943 года. До 21-го марта 1943 года было выпущено 350 САУ этой модификации. СУ-12М (СУ-76М) - Были доработаны силовой агрегат и трансмиссия, в производстве использовался задел старых корпусов от СУ-76. Крыша боевого отделеная удалена для улучшения обзора и удобства работы экипажа. Введение в трансмиссию дополнительных пружинных муфт между двигателями и КПП и фрикционной проскальзывающей муфты на общем валу, а также применение подмоторных амортизаторов снизили аварийность, но все же не исключили ее. В мае 1943 года началось производство СУ-76М. Именно эти машины участвовали в боях на Курской Дуге. ГАЗ-74А - вариант завода ГАЗ с 76,2 мм пушкой С-1 и двигателями ЗИС-16Ф или ЗИС-80, или американский дизель «Giberson» (110 лс). По ряду причин этот проект доведен до конца так и не был. СУ-15 - вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. СУ-15 имела ходовую часть и корпус от СУ-12, на САУ была установлена спаренная двигательная установка ГАЗ-203, правда с небольшими изменениями в воздухоочистительной системе. Боевое отделение было немного увеличено. Проект отклонён из-за перетяжеления конструкции, приводящей к поломкам шасси. СУ-16 - вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть была заимствована от танка Т-70, САУ имела открытое сверху боевое отделение. По результатам испытаний проект отклонён из-за неудобного боевого отделения и неудачного расположения экипажа. СУ-38 - вариант завода №38. Орудие 76,2 мм С-15, двигатель ГАЗ-203. Шасси и силовая установка аналогично СУ-16, вдобавок САУ была защищена 45-мм броней и имела закрытое боевое отделение, смещенное вперед (для лучшего распределения нагрузки). Проект отклонён из-за перетяжеления конструкции, приводящей к поломкам шасси. СУ-15М (СУ-76) - Модернизированный вариант СУ-15 завода ГАЗ. Отличалась от предшественницы отсутствием части задней стенки и крыши боевого отделения, последовательной установкой двигателей ГАЗ-202 с общей системой охлаждения и трансмиссией. Масса уменьшилась с 11,2 т до 10,5 т. По результатам Государственных испытаний, проходивших в августе 1943 года, САУ была принята на вооружение под обозначением СУ-76. Серийное производство СУ-76 началось в октябре 1943 г. и продолжалось до июня 1945 г. включительно. Особенности конструкции
Схема общей компоновки предусматривала переднее расположение трансмиссии и ведущих колес САУ. Кормовое размещение неподвижной броневой рубки и установку двух двигателей, работавших параллельно, по бортам в средней части корпуса.
Командир машины и заряжающий находились у правого борта броневой рубки, наводчик - слева от пушки. Для наблюдения за полем боя в крыше рубки устанавливался перископ, который имел шкалы измерения углов для корректирования стрельбы. В походном положении этот прибор укладывался внутри машины. Рабочее место механика-водителя САУ было оборудовано в центре отделения управления в носовой части корпуса. У механика-водителя имелся свой входной люк, располагавшийся в верхнем лобовом листе корпуса, в крышке которого устанавливался смотровой перископический зеркальный прибор. Посадка и выход экипажа, а также загрузка боекомплекта производилась через двух-створчатую бронедверь, располагавшуюся в верхнем кормовом листе боевой рубки.
В качестве основного оружия в боевом отделении на станке была установлена 76,2-мм пушка ЗИС-З образца 1942 года с клиновым затвором и полуавтоматикой механическою (копирного) типа. Горизонтальные цапфы орудия устанавливались в подшипниках, закрепленных на переднем листе рубки. Две боковые распорки станка пушки были связаны с бортами корпуса машины. Выходящие за бронестенки рубки противооткатные устройства были прикрыты подвижной бронировкой, а возникающая вследствие этого неуравновешенность качающейся части была устранена за счет установки специального груза на люльке орудия. При стрельбе прямой наводкой использовался штатный прицел пушки ЗиС-З - панорамный прицел ПГ-1. Кроме того, в лобовом листе боевой рубки справа от пушки автономно был установлен 7,62-мм пулемет ДТ.
Броневая защита корпуса и рубки - противопульная, выполненная из броневых катаных бронелистов, расположенных с рациональными углами наклона. В крыше рубки был вырезан люк для головки панорамного прицела. На верхнем лобовом листе корпуса, кроме люка механика-водителя, имелись еще два люка, закрывавшихся броневыми крышками, для доступа к агрегатам трансмиссии. В нижнем лобовом листе - два лючка для заводной рукоятки машины. Смотровые люки, закрывавшиеся броневыми крышками со смотровыми щелями, расположенные в бортах и лобовом листе боевой рубки использовались как для наблюдения, так и для стрельбы из личного оружия. После проведения испытаний для самоходной установки отделом главного конструктора была разработана новая конструкция бортовых амбразур для стрельбы из личного оружия.
Силовая установка состояла из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигателей ГАЗ-202 жидкостного охлаждения. установленных параллельно вдоль бортов корпуса. Общая мощность силовой установки составляла 140 л.с. (103 кВт). На двигателях устанавливались карбюраторы марки "М-1". Система зажигания - батарейная. Пуск двигателей САУ производился с помощью двух электростартеров СТ-06 мощностью 2 л.с. (1.5 кВт) каждый или вручную с помощью заводной рукоятки. Включение стартеров отдельное - для каждого двигателя. Емкость топливных баков составляла 320 л, запас хода машины по шоссе достигал 250 км.
Механическая трансмиссия самоходно-артиллерийской установки располагалась в передней части корпуса и состояла из двух однодисковых главных фрикционов сухого трения; двух четырехступенчатых коробок передач, конструкция которых была аналогична конструкции коробки передач автомобиля ГАЗ-ММ: двух главных передач; соединительного вала; двух многодисковых бортовых фрикционов с ленточными тормозами и двух бортовых редукторов. В качестве механизма поворота использовались бортовые фрикционы. Приводы управления были механические. Максимальная скорость движения по шоссе составляла 45 км/ч.
В ходовой части использовались индивидуальная торсионная подвеска, мелкозвенчатые гусеницы с открытым металлическим шарниром (ОМШ), два ведущих колеса переднего расположения со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления, а также два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц, двенадцать опорных и восемь поддерживающих катков с наружной амортизацией. Большое число узлов и деталей ходовой части было заимствовано у танка Т-60. Ширина трака гусеницы от танка Т-70 составляла 300-мм.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи типа ЗСТЭ-112, соединенные последовательно, общей емкостью 112 А ч и генератор Г-64 мощностью 250 Вт с реле-регулятором РРА-44 или генератор ГТ-500 мощностью 500 Вт с реле-регулятором РРК-ГТ-500. Для внешней радиосвязи предусматривалась установка радиостанции 9Р, для внутренней — танкового переговорного устройства ТПУ-ЗР. Для связи командира с механиком-водителем использовалась световая сигнализация (сигнальные цветные лампочки). Боевое применение
Вначале СУ-76 и СУ-76М не пользовались большой популярностью у бывших танкистов и новоприбывших "самоходчиков”. Не имея нормальной вентиляции в боевом отделении САУ скапливались пороховые газы и выхлопы от двигателя, так что "угорание” экипажа во время боя было не таким уж редким делом. Справедливости ради надо отметить, что этим же недостатком страдали средние САУ СУ-122 и тяжелые СУ-152, и устранили его далеко не сразу. Немало проблем доставило расположение самих моторов, а работать в тесной рубке в летний период было крайне сложно из-за высокой температуры. В боевых условиях выявился ещё один, намного более существенный недостаток всех СУ-76. При попадании снаряда в топливный бак воспламенившееся топливо выливалось прямо на механика-водителя, практически лишая его шансов выбраться из подбитой самоходки. Такие случаи часто имели место на начальном этапе использования СУ-76, когда самоходки пытались использовать в качестве машин непосредственной поддержки пехоты.
В дальнейшем, отношение к СУ-76 изменилось в лучшую сторону. Собственно отсюда (в зависимости от применения) и появились неофициальные названия самоходки: "жу-жу", "коломбина" (женский персонаж итальянской комедии дель арте), "голожопый Фердинанд”, "сучка” и "душегубка”. Проблему с вентилированием боевого отделения пытались решить путем установки дополнительного вытяжного вентилятора, что можно было сделать в полевых условиях. Но более простым оказался метод срезания крыши боевого отделения, что впоследствии получило одобрение в официальных документах. В остальном импровизировать удавалось редко — как правило, ремонт СУ-76 сводился к полной замене КПП, карданных валов, бортовых передач и других элементов трансмиссии.
И всё же, СУ-76, при всех её недостатках, оказалась чрезвычайно эффективным мобильным средством поддержки пехоты. Обладая небольшим удельным давлением на грунт самоходка могла без особых проблем передвигаться по лесистой и заболоченной местности, чем не могли похвастать средние танки и САУ. Высоко боевой эффективности способствовали хорошие баллистические качества пушки ЗИС-3Ф, бронебойный снаряд которой пробивал броню "пантеры” и любого среднего немецкого танка, не говоря уже о менее защищенных машинах. С "тиграми” бороться было сложнее, но после введения подкалиберных снарядов СУ-76 могла пробить его лобовую броню, правда с предельно близкой дистанции.
При правильном тактическом использовании, (а это пришло не сразу, вначале САУ часто шли в бой вместо танков в первых рядах и несли неоправданные потери), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками.Низкое удельное давление на грунт позволяло ей оперировать в болотистой местности, где другие типы танков и САУ неминуемо бы завязли. Это обстоятельство сыграло большую положительную роль в боях 1944 г. в Белоруссии, где болота играли роль естественных преград для наступающих советских войск. СУ-76М могли проходить по наспех сооруженным гатям вместе с пехотой и атаковать врага там, где он меньше всего ожидал ударов советских самоходок. Прозвище "жу-жу" СУ-76 получила за тихий ход её слабнький автомобильный мотор и тонкие гусеницы не шумели так, как например Т-34, который рёвом двигателя и лязгом гусениц за несколько километров предупреждал немецкую пехоту о предстоящей атаке.
Неплохо СУ-76М проявила и в городских боях - открытая ее рубка, несмотря на возможность поражения экипажа огнем стрелкового оружия, обеспечивала лучший обзор и позволяла весьма тесно взаимодействовать с бойцами пехотных штурмовых отрядов. Наконец, СУ-76М могла поражать своим огнем все средние танки и равноценные ей самоходки вермахта.С окончанием Второй Мировой войны служба СУ-76М не закончилась. В Советской Армии они эксплуатировались до начала 50-х годов, 130 машин, переданных в период войны Войску Польскому, так же были списаны к середине 50-х, несколько десятков доставшихся КНДР приняли довольно активное участие в Корейской войне, но в большинстве своем ее не пережили.
Почти через 25 лет после Победы Маршал Советского Союза К. К. Рокоссовский вспоминал: "...Особенно полюбились солдатам самоходные артиллерийские установки СУ-76. Эти легкие подвижные машины поспевали всюду, чтобы своим огнем и гусеницами поддержать, выручить пехоту, а пехотинцы, в свою очередь, готовы были грудью заслонить их от огня вражеских бронебойщиков и фаустников..."