Модули КВ; Начальное состояние дерева КВ при полной прокачке всех модулей Т-28
КВ может быть исследован после Т-28 за 13995
При наличии желания на КВ надо изучать все, что только возможно. Исключением могут быть орудия 76мм С-54 и 122мм У-11. Оба — тупиковые ветви развития КВ, но для получения статуса «Элитный» их изучение необходимо.
В первую очередь на КВ стоит изучить шасси КВ-2. Оно сразу увеличит грузоподъемность более чем на 10 тонн! Благодаря этому станет возможным поставить на танк новую башню КВ-2. Но изучив ее, не стоит торопится ее устанавливать. На поле боя такой «скворечник» без топовых орудий вызывает только жалость у союзников и смех у противников. Да и технические характеристики, такие как масса и скорость поворота становятся хуже. Дополнительные 100 единиц здоровья не стоят того. Надо предварительно изучить и купить одно или два топовых орудия.
А вот что выбрать, 152мм М-10 или 107мм ЗиС-6, задача не из простых. У обоих есть пара козырей в рукаве. У ЗиС-6, например, в полтора раза увеличенная пробиваемость, в три раза скорострельность, да и стоит он дешевле. Но и М-10 есть что ответить. А это и ошеломительный урон — целых 700 единиц бронебойным снарядом и 910 фугасным! А это примерно в три(!) раза больше, чем у ЗиС-6. Да и на пробиваемость М-10 начхать, ведь стрелять не фугасами будет только самоубийца. И, что главное, изучить его можно боев на 70 быстрее: всего за 5800 опыта против 14400 опыта у 107-миллиметрового аналога. Что взять, выбор каждого, это зависит от стиля игры. Любите ближний бой или сражения из-за угла? — берите М-10. Предпочитаете брать на себя роль снайпера и поддержки? — ваш выбор ЗиС-6.
Рация 10РК и двигатель В-5 обязательны для изучения, но в последнюю очередь. Боевая эффективность
Задача на поле боя зависит от того, какая установлена пушка и какое положение в списке игроков вы занимаете. Если М-10 и топ, можно смело идти в атаку. Главное — найти подходящее укрытие, чтобы переждать зарядку орудия. Если же внизу списка, необходимо прятаться за «старшими братьями», критуя врагам модули. Но этим дело не ограничивается. Ведь по параметрам М-10 сопоставима с СУ-152, стоит учитывать это, выбирая цель. Если установлен ЗиС-6, то, находясь в топе, так же как и с М-10 можно идти в атаку, если внизу — оставаться на базе, прикрывая Арт-САУ.
Высокий профиль танка скорее враг, чем друг, но тоже имеет свои плюсы. Например, в таком положении нам удобней стрелять из окопов, что на Малиновке, или из-за разрушенных зданий, что имеются на многих городских картах. К тому же на башне много брони, что часто спасает. Но углов наклона почти нет, потому надеяться на рикошет не стоит. Спасет только хорошая маскировка.
КВ — один из самых медленных танков в игре. Это касается как скорости самого танка, так и скорости поворота. Башни тоже. А потому, взбираясь на гору, вы ставите себя в очень уязвимое положение.
Взвод из 3-х КВ часто кидает вверх списка. Зачастую такие бои заканчиваются выигрышем стороны, у кого был такой взвод. Экипаж
В независимости от выбранного орудия на КВ в первую очередь стоит обучить командира, механика-водителя и заряжающего. С М-10 можно так же обучить и наводчика — уж больно медленно сводится эта пушка. Кому из них отдать предпочтение — сложный вопрос. Пожалуй, командиру. Ведь 1/10 своего навыка он добавляет остальным членам экипажа, то есть при 50% навыка у всего у экипажа и 100% у командира, все кроме командира будут обучены на: 50%+100%/10=60%. При 100 % у всех — на 110%. С вентиляцией — на 116%.
На КВ 5 членов экипажа, исходя из этого и стоит выбирать дополнительные навыки экипажа. Первое, что надо отметить, навыки следует брать не «так будет лучше», а исходя из недостатков танка. И это не одно и то же! КВ, особенно КВ-2, не меленькие и очень заметные танки. А потому в первую очередь следует взять навык маскировки. Далее опять большие габариты танка, но проблема уже другая: сняв гусеницу или, что хуже всего, сломав двигатель по танку промахнуться очень сложно. А потому нужно как можно быстрее чиниться. Исходя из этого, вторым будет навык ремонта. Ну и третьим, взятым по остаточному принципу, будет пожаротушение. Итого имея 5 членов экипажа получается следующая пропорция навыков: маскировка, ремонт и пожаротушение на 2/2/1 членов экипажа соответственно. Оборудование, снаряжение и боекомплект
Выбор снарядов опять же зависит от выбора орудия. На Зис-6-ом стоит взять около 15 штук фугасных снарядов, 5 подкалиберных, а все остальные — бронебойные. Такое сочетание позволит одинаково хорошо повреждать танки как своего уровня, так более «высоких» противников.
На М-10 надо брать исключительно фугасные снаряды. Даже кумулятивные снаряды, покупаемые за золото, будут хуже. Остается вопрос для бедных: сколько покупать? Если жалко кредитов, то следует загрузить штук 15, больше все равно сложно потратить: либо убивают, либо заканчивается бой.
А вот оборудование для обоих орудий на удивление одинаково. Наиболее выгодными будут досылатель и маскировочная сеть. Третий слот на выбор каждого. Наиболее подходящими будут противоосколочный подбой, вентиляция и стереотруба.
Историческая справка
В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года в СКБ-2 Кировского завода в Ленинграде (Главный конструктор Ж. Я. Котин) началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК (Сергей Миронович Киров). (Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова — завод № 185).
Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес позволил усилить утолщение брони. Параллельно с СМК группой дипломников Военной академии механизации и моторизации имени Сталина, проходивших под руководством Н. Ф. Шашмурина практику на Кировском заводе, был разработан проект однобашенного тяжелого танка KB (Клим Ворошилов). По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. На завершающем этапе проектирования однобашенного танка ведущим конструктором проекта был назначен Н. Л. Духов.
В августе 1939 года СМК и KB были изготовлены в металле. 19 декабря 1939 года тяжелый танк KB был принят на вооружение Красной Армии.
Танк KB показал себя с лучшей стороны, однако, очень быстро выяснилось, что 76-мм пушка Л-11 слаба для борьбы с дотами. Поэтому в сжатые сроки был разработан и построен танк
КВ-2 с башней увеличенного размера, вооруженный 152-мм гаубицей. К 5 марта 1940 года три КВ-2 были отправлены на фронт.
Корпус танка сваривался из катаных броневых листов, максимальная толщина которых достигала 75 мм. Башня изготавливалась в двух вариантах — сварном и литом. В свою очередь, сварных башен также было две — с прямоугольной и закругленной кормой. Максимальная толщина брони у сварных башен достигала 75 мм, у литых — 95 мм. В 1941 году толщину брони сварных башен довели до 105 мм путем установки 25-мм экранов, которые крепились при помощи болтов. (Не совсем понятно, зачем это делалось — в 1941 году бронирование КВ-1 было и без того избыточным?).
На танках первых выпусков устанавливалась 76-мм пушка Л-11, затем Ф-32 того же калибра, а с осени 1941 года — 76-мм пушка ЗИС-5. Кроме того, танк вооружался тремя пулеметами — спаренным, курсовым и кормовым. На части машин устанавливался и зенитный пулемет ДТ.
На КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырехтактный V-образный дизель жидкостного охлаждения В-2К мощностью 500 л.с. (368 кВт) при 1800 об/мин. Трансмиссия включала в себя многодисковый главный фрикцион сухого трения, пятискоростную коробку передач тракторного типа весьма неудачной конструкции, многодисковые бортовые фрикционы, двухступенчатые планетарные бортовые передачи. Тормоза были ленточные, плавающие.
Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из 6 опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и 3 обрезиненных поддерживающих катков. (С конца 1941 года на танки стали устанавливаться поддерживающие катки без резиновых бандажей — сказывался дефицит резины.) Ведущее колесо цевочного зацепления имело съемный зубчатый венец. Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. Гусеница шириной 700 мм состояла из 87-90 траков с шагом 160 мм.
Максимальная скорость танка достигала 34 км/ч, а запас хода по шоссе — 250 км.
На КВ-1 устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 (позже-ЮР) и танковое переговорное устройство ТПУ-4бис.
Боевая масса танка составляла 47,5 т, экипаж состоял из 5 человек.
Во второй половине 1941 года выпуск танков на Кировском заводе существенно возрос. К производству многих узлов и агрегатов подключились такие крупные ленинградские предприятия, как Ижорский и Металлический заводы, и другие.
Из-за нехватки дизельных двигателей В-2, единственным изготовителем которых был завод № 75 в Харькове, танки КВ-1, так же как и Т-34, какое-то время выпускались с бензиновыми моторами М-17.
Следует подчеркнуть, что сам по себе танк KB — машина довольно противоречивой судьбы. Как это ни парадоксально звучит, но в 1941 году этот танк был не нужен — у него просто не было достойного противника. Никаких же явных боевых преимуществ перед средним Т-34, за исключением более толстой брони, он не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у «тридцатьчетверки». Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением.
Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941—1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм. Но этого сделано не было по той причине, что в тот период пушка калибра 76 мм вполне справлялась со всеми бронецелями противника.
Танк аналогичного KB класса — «тигр» — появился у немцев только в конце 1942 года. И тут судьба сыграла с KB вторую злую шутку — он моментально устарел. Наш танк был просто бессилен против «тигра» с его «длинной рукой» — 88-мм пушной с длиной ствола в 56 калибров. «Тигр» мог поражать KB на дистанциях, запредельных для последнего. Это не замедлило сказаться в бою. Так, например, 12 февраля 1943 года во время одного из боев по прорыву блокады Ленинграда три «тигра» 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона уничтожили 10 KB. При этом немцы потерь не имели.
Танков KB разных вариантов сохранилось немного. В Центральном музее Вооруженных Сил в Москве находятся КВ-1 и КВ-2; танки КВ-1 установлены на постаменты в г. Ропша Ленинградской области и п. Парфино Новгородской области. В Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке можно увидеть КВ-1с с опытной 85-мм пушкой С-18; еще один опытный вариант, на этот раз танка КВ-85, установлен в Санкт-Петербурге в Автово. В финском танковом музее Парола сохраняются два КВ-1-один с пушкой Ф-32 и броневыми экранами, другой — с пушной ЗИС-5 и литой башней. КВ-1 с литой башней находится и на Абердинском полигоне в США.